...Итак, Вальпургиева Ночь на форте "Штайн" в великом и мистическом Кенигсберге состоялась.
То, о чем я и мои друзья так долго мечтали, произошло. Сколько трудностей пришлось преодолеть, иногда просто опускались руки, и казалось что все, - что ничего не будет, что все срывается. Это было действительно огромное событие в жизни города - да и в целом для всех любителей дарк фолка в нашей стране весьма значительное. Впервые на территории России выступили Scivias – замечательная группа из Венгрии, выпустившая в прошлом году свой первый альбом на немецком культовом лэйбле
"Eis & Licht", для москвичей Neutral это был, по всей видимости, последний концерт на очень долгий срок, так как вокалист уезжает за пределы страны на весьма длительное время. Для еще одной московской группы - Embrace of Branches - это было первое выступление. В определенном смысле с первой Вальпургиевой Ночи, прошедшей в прошлом году, образовалась реальная тусовка людей по типу той, что на WSD, что, конечно, не может нерадовать.

Не буду заострять внимания на нашем приезде, на то, как нас встретили и на последующих тусовках - все было замечательно, за исключением, пожалуй, слишком большого количества выпитого. Пока Neutral, приехавшие вместе со мной, отдыхали от изнурительной дороги в поезде, я, не теряя времени, отправился осматривать форт. Несмотря на довольно солнечную погоду, форт произвел неизгладимое впечатление. Построенный во второй половине 19-го века, форт пережил несколько войн и при этом замечательно сохранился. Длинные мрачные каменные коридоры, мощные кирпичные стены, общая атмосфера этого сооружения внушала уважение к его создателям. Место проведения Вальпургиевой Ночи было выбрано как нельзя более удачно. Попадая внутрь форта, ощущаешь особую, ни с чем не сравнимую атмосферу. До сих пор никто не занимался серьезно его подземными коммуникациями и как знать, сколько еще тайн в себе скрывает это место. Неосвещенные коридоры зачастую хранят в себе смертельную опасность для неосторожных любителей приключений: неожиданно в темноте можно ступить в бездну, в один из множества колодцев, предназначавшихся для поднятия снарядов. Так, собственно, группа Neutral чуть было не лишилась своего скрипача, а Weldisna (в переводе с прусского – "Наследие") - барабанщика, Евгения Вороновского, который вместе с Яном на следующий день пустился в путешествие по подземным лабиринтам.

Утром 30-го апреля музыканты Embrace of Branches, Romowe Rikoito, Neutral (и, конечно, Weldisna - я и Niktorius) отправились в студию Брудения для репетиций, - что стало уже почти традицией. График был весьма плотный, и репетиция Weldisnа была весьма краткой, оборвавшаяся с появлением Джонни (звукооператора студии, более известного как гитариста Romowe Rikoito и создателя собственного проекта Kratong), конфисковавшего у Вороновского барабан, - оказалось, что администрация здания была очень недовольна, производимыми нами шумами. Остается только пожалеть, что репетиция была днем, а не ночью накануне - как мне хотелось.

К пяти часам вечера мы появились на форте. Предполагалось, что народ будет активно подготавливаться к мероприятию, однако по большому счету этого не произошло, все расслабились от общей идиллической атмосферы, кто-то полез осматривать форт, кто-то уселся на вершине с книжечкой про Вторую Мировую войну (ASH). Реально подготовка началась только после семи вечера, когда подвезли свет, а затем и пульт, да и большая часть музыкантов к этому времени подъехала. Из того, что мне особо запомнилось в тот вечер: я шел в сумерках в дальнюю часть форта, пытаясь подготовить вступительную речь, и неожиданно я услышал звук скрипки, а затем, через минуту я увидел Вороновского, стоящего на вершине холма - он играл Баха. Это было очень странно и в тоже время так прекрасно. Форт все больше и больше погружался во тьму, разожженные костры практически ничего не освещали, и лишь импровизированная сцена с настраивающимися музыкантами была в огнях. В один из моментов сцена погрузилась во тьму - выбило пробки, но слава прусским богам - минут через десять свет снова был включен. Удивительно, но я почти не испытывал волнения перед своим первым выступлением. Было что-то другое, что-то тревожное и воинственное. как ожидание перед битвой. Народ все прибывал и прибывал, и скоро уже все склоны были усеяны группами людей, нетерпение все нарастало. Последними настраиваться стали мы - Weldisna. И тут звукооператор заявил, что для того, чтобы использовать процессор, придется вырубить все освещение. До сих пор не понимаю, почему процессор жрет столько энергии. Ну да ладно, - без света так без света, тем более что свечи хоть что-то освещали. К сожалению, настроить процессор на pitchshifter так и не удалось, более-менее нормальный голос был только у Niktorius'a, на моем микрофоне эффект вообще отсутствовал. Да что там pitchshifter - в ту ночь даже нормального ревера не было. Шелли стал торопить нас, было уже 5 минут первого, народ ждал в нетерпении. Слова приветственной речи я естественно позабыл, ограничившись простым перечислением групп, после чего НАЧАЛОСЬ. Голос Niktorius'a, читавшего в полной тишине на прусском гимн, был сверхмрачен, он очаровывал и погружал во Тьму, он был верхом совершенства. Затем началась музыка. И тут я почувствовал, я ощутил всем телом, как Сила входит в меня, как я перестаю быть с этим миром. Нам подали факелы, видел ли я лица, смотревших на нас людей? - Нет, я был далеко, мы были Ветром и мы были Огнем, мы были силой пробудившихся богов. В большей степени это был ритуал, чем музыка. Ян, спрятавшись за нами в углу, очень хорошо выл и хрипел, придавая всему этому некоторый налет сумасшествия. Shelley дудел в раковину, называемую у тибетцев дункар, а также изредка шумел при помощи еще одного экзотического инструмента, известного у нас как rainstick. Для Вороновского это был дебют как барабанщика - и дебют этот был успешным. В целом, первое выступление Weldisna прошло весьма удачно и я надеюсь, что оно не было последним и единственным.

За нами, после того, как включили свет, на сцену под аплодисменты собравшихся вышли Romowe Rikoito. Я, еще не отошедший после Weldisna, улегся на землю и, закрыв глаза, слушал Музыку, что разлеталась по форту, музыку, неразрывно для меня связанную с городом на Прегеле , с Кенигсбергом. Группа исполнила четыре новых композиции, а также уже хорошо известные вещи. Настоящим подарком для меня стала исполненная группой в конце своего выступления .One Pain. (с дебютного альбома .Narcissism.), раннее группой никогда на концертах не исполнявшаяся. Музыканты были в ударе, особенно Niktorius, который был необычно экспрессивен на сцене, также как и я, был под действием СОСТОЯНИЯ Weldisna. Вокалистка Julia на новых вещах пела как-то странно, выдавая какие-то поп мелодии, но вот на "Elegy" - она спела именно таким низким голосом, как это было записано на студийном альбоме. Я улетел в миры, полные скорби и боли.

На Scivias был без сомнения, самый лучший звук на всем концерте. Очень сильное выступление, на котором музыканты исполнили как ставшие уже культовыми, такие вещи как "Peach Boy" и "Passion" - так и новые композиции, которые видимо, войдут в следующий альбом группы. Бородач Alex Rady был просто неотразим, особенно когда стучал по барабану совместно с основным барабанщиком группы - Zsolt Koszegi. Минималистичная флейта (Reka Benyovszky) - наверное главная фишка группы, по которой сразу можно узнать их музыку. Минималистично - и при этом очень красиво и очень в тему. Музыканты, включая флейтистку, были одеты в милитари стиле, а лица барабанщика и Алекса (лидера группы) были еще и намазаны комуфляжной краской. Все это в сочетании с венгерским языком было весьма символично и напоминало концерты Death in June. Scivias продемонстрировали очень качественный дарк фолк, без тех разнообразных примесей, что присутствуют на их дебютном альбоме "…And You Will Fear Death Not".

Выступление Neutral началось с весьма нестандартного хода - Вороновский исполнил на скрипке Баха. Его безумная и проникновенная игра, как мне кажется, заставила многих людей по новому отнестись к классической музыке, и подобное интро - великолепная идея. Ну а за тем, практически без паузы, группа исполнила новую и довольно агрессивную композицию на русском, как и текст "Русской Саги", он имел глубокий философский смысл, а вокалист был подобен проповеднику. Вообще, в этот раз группа учла многие минусы прошлых выступлений, и программа была очень органичной, состоящей как из уже проверенных "хитов" - таких как "Diamonds in Your Hands" и "Ride On" так и новых композиций, - как абсолютную удачу могу отметить кавер-версию знаменитой "Sheath & Knife" "патриархов" дарк фолка Sol Invictus. Очень мощное, агрессивное исполнение никого не оставило равнодушным, вокал Эша иногда чуть ли не скатывался в "гроулинг" - было очень хорошо видно, как просто "перло" самих музыкантов от этой вещи, как неистовствовал на скрипке Вороновский... Культовую "Ride On" на этот раз ASH исполнил совместно с Вельтой, вокалисткой Embrace of Branches - получилось очень трогательно, хотя вынужден отметить, что явным минусом стал замедленный, "похоронный" темп, который задали гитаристы. "Русская Сага" – была исполнена по традиции последней. На этот раз просто и мощно, без "этериальности" и воплей Яна. Собственно так, как она изначально и задумывалась. Мощные аплодисменты сопровождали каждую песню группы – видимо многие из тех, кто был в прошлом году в кирхе Луизы пришли в форт Штайн именно на Neutral.

После Neutral на сцену вышли Cincinnatus - группа, которую я давно хотел услышать живьем, находясь под впечатлением их прекрасного творения - альбома "Before We Mothernaked Fall". Увы, - их почти часовая электронная программа, состояла из творчества основной группы музыкантов Membrana, и после Neutral слушалась крайне занудно и была просто не к месту. Говорят, что гитарист Cincinnatus играл на гитаре напильником - наверное, это оригинально, но только не в тот самый час. Постепенно народ начал рассасываться - что в прочем, не требует ни каких объяснений.

Donis - оказался проектом одного флегматичного литовского парня, который играл на дудочке, напоминающей по звуку армянский дудук, в сопровождении электронной фонограммы. Музыка была очень красива, и соответствовала времени - чем больше играл Donis, тем ближе становился рассвет, и к концу его выступления наступило утро. К слову сказать, до этого момента творчество Donis оставалось для меня загадкой, а на официальном их сайте файлы с mp3 не работали. И этим самым утром, на сцену после долгого ожидания пришлось выйти Embrace of Branches. Музыканты были не в самом лучшем настроении, измотанные ожиданиями. Смычок скрипача размок от ночной сырости, а вокалистка, наша прекрасная Вельта, дрожала от холода, остальные также были не в лучшем виде. Без сомнения, выход на сцену тем утром был актом героизма. Мне было очень жаль, что ни я, ни Шелли в той ситуации не повлияли на очередность выступления музыкантов. У меня также случилась трагедия – пропал текст, который я должен был читать с группой, и в результате этого я прочел по памяти стихи только на одной композиции. По большому счету, я пребывал в состоянии эйфории от всего происходящего, и в тот момент совершенно не ощущал, как тяжело музыкантам, для которых это было первое выступление. В заключении Embrace of Branches исполнили свой подарок Romowe Rikoito - кавер-версию "Элегии", которая была вдвойне трагична и прекрасна тем утром. Я был в восторге от всего, и лишь физическая потребность во сне говорила мне, что пора ехать домой.

Так собственно все это и было.. Не хочу, чтобы Вальпургиева Ночь превращалась в подобие рок-фестиваля, и надеюсь, что в следующем году она пройдет с меньшим количеством публики, с меньшим количеством групп и с большим пониманием сути праздника со стороны пришедших людей.

Wolfsblood